Ощущение есенинской поэзии передается посетителям и в глубине усадьбы с вишнями
вдоль плетня, где стоит избушка с низенькими, почти до травы окошками. У ее порога весной 1924 года Сергей Есенин после долгой разлуки обнял родителей, переживших большое несчастье: пожар, уничтоживший в августе 1922 года свыше двухсот изб села, не обошел и Есениных. Семья ютилась в наспех справленной избушке под соломенной крышей.
Истосковавшееся на чужбине, за границей, сердце поэта тянулось в майский сад, где в зарослях вишен, в тени лип стоял маленький амбарчик. Уединяясь в нем, чувствуя, как «дымком отдает росяница на яблонях белых в саду», Есенин думал о том, как «прекрасна земля и на ней человек». Здесь поэт писал о революции на селе, обдумывал судьбы героев поэмы
«Анна Снегина», работал над «Поэмой о 36».
Недалеко от дома Есениных в окружении яблоневого сада стоит двухэтажный дом с мезонином, в котором не раз бывал поэт. Внешний вид этого здания вызывает в памяти есенинские строки из поэмы
«Анна Снегина»:
Приехали. Дом с мезонином
Немного присел на фасад.
Волнующе пахнет жасмином Плетневый его палисад. Слезаем.
Подходим к террасе...
«В 1918 году,— вспоминает сестра,— Сергей часто приезжал в деревню. Настроение у него было такое же, как и у всех,— приподнятое. Он ходил на все собрания, подолгу беседовал с мужиками». Революционные события, очевидцем которых был сам поэт в родном селе, помогли ему создать в поэме «Анна Снегина» глубокий по философскому обобщению
образ В. И. Ленина.
На самый волнующий вопрос земляков: «Скажи, кто такое Ленин?» — поэт уверенно ответил: «Он — вы». Есенин в те бурные годы советовал односельчанам, начинающим новую жизнь, открыть в бывшем помещичьем доме школу, сельскую библиотеку или больницу.
В бывшем помещичьем доме в 1969 году был открыт
Литературный музей С. А. Есенина, где развернута литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству поэта.
|